понедельник, 8 августа 2011 г.

Меланхолия

Я наконец-то посмотрела "Меланхолию" Ларса фон Триера. Когда сеанс закончился, никто из семи человек в зале не мог встать, все оцепенело смотрели перед собой. Тогда встала я, в туалете кинотеатра три стены со сплошным зеркалом над двадцатью одинаковыми раковинами, заходишь и видишь себя помноженным на бесконечное число, уши и затылки своих двойников. И ты там один. В конце концов я заперлась в кабинке и сидела там, не знаю, несколько минут, иногда глядя на свои руки, пока где-то хлопали бесконечные двери. И только потом мне удалось встать и куда-то пойти. На улице шел сильный дождь, и кольца, которые стали мне большими из-за того, что я не ем сахара, постоянно соскальзывали в карманы с мокрых пальцев.

На самом деле, удивительное кино. Отчасти потому, я думаю, что ты не можешь сопротивляться катарсису, видя, какой же фильм красивый, и, хотя к фон Триеру нет никакого доверия, глотаешь эту пилюлю. Выходишь из кинотеатра в состоянии Жюстины, в той же кататонической апатии настолько вселенского масштаба, что она даже становится жизнеутверждающей. Мне удивительно понравилось, как на лицах актеров ты видишь все их страдания, и хотя они молчат, просто слышишь каждую строчку идеально артикулированного на внутреннем уровне отчаяния. Наверное, не зря это оставлено настолько на поверхности. И еще сотни мелких деталей, вроде того, как Удо Киер загораживается рукой от Кирстен Данст или маленькой шоколадки, которую Шарлотта кладет сестре на подушку.
И еще это напомнило мне о том отчаянии, которое возможно только на красивых семейных праздниках, когда ты идешь в туалет и плачешь, и не знаешь, почему, но просто не можешь больше этого выносить. Причина, наверное, в объекте развернутой метафоры, которой "Меланхолия", на мой скромный взгляд, и является - своя Меланхолия, то есть смерть, ждет каждого из нас, и с нами сгинет, в каком-то смысле, и весь мир, и все мы строим волшебные пещеры, и они не помогут. Так было и всегда будет: скажи, что смерть неизбежна, и ты будешь хорошим художником, ведь ты не только прав, но и проницателен.


Photobucket

Melancholia Lars von Trier Kirsten Danst Charlotte Gainsbourg

Melancholia Lars von Trier Kirsten Danst Charlotte Gainsbourg

Melancholia Lars von Trier Kirsten Danst Charlotte Gainsbourg

Melancholia Lars von Trier Kirsten Danst Charlotte Gainsbourg

4 комментария:

  1. отличный текст. могу лишь добавить, что Фон Триер, несмотря на всю свою демоническую сущность и авторитарность, блестяще работает с актерами. Кирстен Данст в самом деле буквально расцвела после этой ленты. и довольно забавно насколько убогая роль у мужчин в целом в "Меланхолии", лишний раз подтверждающая, что женщина и интересней и в каком-то смысле сильней. впрочем, это фирменный почерк Фон Триера

    ОтветитьУдалить
  2. Мне нравится, что он пишет о себе и своих приступах депрессии, но главные герои при этом женщины. И то, как Александру Скарсгарду удался тупой пустой взгляд, всем нам свойственный в некоторых ситуациях.

    ОтветитьУдалить
  3. отличная рецензия.
    Триер заставил меня сбежать со свидания, что было после кинопросмотра.

    такое состояние подстать каждому.Им можно насладиться. Безусловно.

    ОтветитьУдалить
  4. Мне повезло, я смотрела одна, что, конечно, многократно усилило эффект. Еще я заметила, что во время фильма многие (и я тоже) сидят, скрестив руки на груди или с рукой под подбородком, подсознательно защищаясь от чего-то. Занятно.

    ОтветитьУдалить